Краткий обзор автомобильного рынка Казахстана (2009 - 2014)
Автомобильный рынок Казахстана в последние годы по темпам роста занимал лидирующие позиции среди развивающихся стран – в 2013 году объем продаж официальных автодилеров вырос на 69% по сравнению с 2012 годом (165,7 тыс. автомобилей в 2013 году и 98,2 тыс. в 2012). Однако макроэкономическая нестабильность, замедление темпов роста экономики и ожидание кризиса не позволили увеличить уровень продаж официальным автодилерам - в 2014 году было продано всего 163,6 тыс. автомобилей.
Полный список компаний в отрасли (малые предприятия, средние и крупные организации) можно найти в бизнес-справочнике онлайн.
Следует отметить, что производство автомобилей в Республике Казахстан в 2014 году также не увеличилось, сохранившись на уровне 2013 года – на графике ниже представлена динамика производства автомобилей в стране в период с 2009 по 2014 гг.
Ослабление курса рубля, начавшееся осенью прошлого года, и высокие девальвационные ожидания в Казахстане подстегнули высокий спрос казахстанцев на автомобили, продаваемые в Российской Федерации и, как следствие, импорт автомобилей в РК все-таки вырос.
Динамика импорта автомобилей в количественном выражении представлена ниже.
Интересно отметить тот факт, что в натуральном выражении импорт вырос всего на 5,1%, тогда как в стоимостном – на 10,7% - из зарубежных стран в 2014 году ввозились более дорогие машины.
Говоря о структуре казахстанского импорта, следует отметить, что за последние несколько лет Российская Федерация достигла максимальных значений импорта в Казахстан, опередив Японию, Узбекистан и Южную Корею. Развертывание автомобильных производств в Калужской, Ленинградской, Нижегородской областях, а также в Республике Татарстан позволило России стать главным импортером автомобилей в РК. В 2014 году Россия отправила на экспорт в Казахстан более 109 тыс. автомобилей.
В 2014 году из России было ввезено 109 тыс. автомобилей или около 61% от общего числа ввезенных автомобилей, второе место у Узбекистана – 14%, на третьей позиции Япония с 11%.
Однако в стоимостном выражении ситуация несколько другая.
При рассмотрении импортируемых автомобилей по стоимости следует отметить сокращение доли РФ до 55%, Узбекистана – до 10%, а также значительное увеличение доли Японии – 18%. Так, легковые автомобили ввозимые из Японии, Кореи, США и Германии стоят на порядок выше, чем импортируемые из России, Беларуси и Узбекистана.
Наибольшее количество автомобилей ввозится в г. Алматы, Восточно-Казахстанскую и Южно-Казахстанскую области – однако это во многом связано с особенностями функционирования Таможенного контроля Республики Казахстан и особенностями оформления автомобилей. Наименьшее количество в 2014 году было ввезено в Кызылординскую, Атыраускую и Жамбылскую области.
Импорт автомобилей в 2014 году представлен ниже.
Наиболее дорогие автомобили в 2014 году импортировали в г. Алматы и Астана, увеличение доли в общем объеме относительно натурального выражения составило более 25%.
Прогноз на 2015 год – негативный: макроэкономическая нестабильность, понижение прогноза ВВП и отсутствие реального роста заработной платы населения, несомненно, окажут давление на рынок автомобилей Республики – ожидается снижение продаж официальных автодилеров до 80-120 тыс. автомобилей, сократятся объемы импорта до 150-170 тыс. автомобилей.
См. также:
2017 - Производство в Казахстане по отраслям: анализ и статистика, объемы и динамика
Отчет подготовлен на основе официальной информации с помощью справочника KazDATA. Детальный отчет, вы можете заказать в ТОО «Центр бизнес-решений Elim»
Данные о производстве в Казахстане можно найти в модуле "Производство".
Информация о внешней торговле Казахстана (структура и объемы импорта и экспорта, страны и регионы) находится в модуле "Импорт/Экспорт".
Для поиска казахстанских производителей используйте возможности модуля "Организации".
Оформи подписку, оплати, пользуйся
Получить доступ